Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия

Онлайн-конференция

Участники конференции

 

Стрельников Александр Витальевич

ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Приморскому краю

 

Кузнецов Александр Юрьевич

специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Приморскому краю

 

 

Вопросы о соблюдении требований законодательства к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию (Приказ Минкомсвязи России от 26.08.2014 N 258 "Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию")

 

#1 Необходимо ли участие представителей Роскомнадзора при вводе в эксплуатацию транспортной сети связи для последующего предоставления в аренду каналов и возможно ли в таком случае классифицировать транспортную сеть как сеть передачи данных?

 

Требования распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования (ССОП).

В соответствии с пунктами 2 - 5 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161, ССОП включает в себя телефонные сети связи (определяемые географически и не определяемые географически) и сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (сети передачи данных, телеграфные сети связи и сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания).

Линии передачи, предназначенные для оказания услуг по предоставлению каналов связи, обеспечивают организацию цифровых сетевых трактов и каналов с использованием оборудования цифровых систем передачи плезиохронной/синхронной цифровой иерархии (PDH/SDH), оборудования спектрального уплотнения каналов (CWDM, DWDM, HDWDM).

Данные линии передачи к сетям передачи данных (далее - сети ПД) отнесены быть не могут и вот почему.

Нормативные правовые акты в области связи не содержат системного определения понятия "сеть передачи данных". Вместе с тем из взаимосвязанного толкования нормативных правовых актов в области связи (Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32, Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161) следует, что сеть ПД - это совокупность узлов связи, обеспечивающих коммутацию пакетов информации, и каналов передачи данных. Сеть ПД имеет присоединение к ССОП и в соответствии с установленными протоколами передачи данных обеспечивает обмен пакетами информации между абонентскими терминалами, подключенными абонентскими линиями к узлам связи. С учетом указанного линии передачи, предназначенные исключительно для оказания услуг по предоставлению каналов связи (транспортные сети), не подпадают под действие подпункта "ж" пункта 8 Требований и вводятся в эксплуатацию оператором связи самостоятельно без участия представителей Роскомнадзора.

 

#2 Нужно ли вводить в эксплуатацию автоматизированные системы расчетов с абонентами (АСР)?

В соответствии с п. 2 Правил применения автоматизированных систем расчетов, утвержденных приказом Мининформсвязи России от 26.08.2014 N 73, автоматизированные системы расчетов (далее - АСР) представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные:

1) для обеспечения автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании, за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи;

2) информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи;

3) предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи.

Исходя из указанных понятий и определений, АСР не относятся ни к техническим и программным средствам, используемым для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи, ни к техническим и программным средствам, используемым при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

Таким образом, АСР вводить в эксплуатацию не обязательно, но при этом АСР должна иметь  сертификат соответствия системы сертификации в области связи (п. 19 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2009 N 532).

 

#3 Необходимо ли получать от органов ФСБ России письменное подтверждение выполнения пунктов утвержденного Плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий (План СОРМ) и представления его в Роскомнадзор при вводе сети электросвязи в эксплуатацию, если срок выполнения первого пункта Плана СОРМ не истек?

В соответствии с подпунктом «е» пункта 10 Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 26.08.2017 № 258, оператор связи предъявляет в комиссию по вводу сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) в эксплуатацию акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагменте сети электросвязи). Допускается по согласованию с органом федеральной службы безопасности вместо акта ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий направление утвержденного плана по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагменте сети электросвязи). В этом случае направляется также письменное подтверждение выполнения оператором связи утвержденного плана мероприятий на дату представления его в Комиссию, подписанное руководителем территориального управления федеральной службы безопасности на бумажном носителе в свободной форме.

Наличие согласованного с уполномоченным органом ФСБ России Плана СОРМ и подписанного руководителем этого уполномоченного органа ФСБ России документального отчета о выполнении тех пунктов Плана СОРМ, срок исполнения которых к началу работы Комиссии истек, может считаться достаточным основанием для ввода сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) в эксплуатацию.

#4 Что такое проектная скорость передачи данных и требуется ли участие представителей в приемке в случае 10-ти гигабитной сети?

Нормативные правовые акты в области связи не устанавливают требования к построению сетей ПД, в связи с чем операторами связи могут применяться различные сетевые архитектуры.

Вместе с тем классическая архитектура сетей ПД предусматривает три ключевых уровня иерархической структуры сети ПД: уровень ядра сети (Core Level), уровень агрегации (распределения) (Distribution Level), уровень доступа (Access Level).

Ядро сети обеспечивает маршрутизацию трафика как внутри сети ПД, так и при межсетевом взаимодействии с ССОП, в связи с чем проектной скоростью передачи данных сети ПД является величина скорости, которая суммарно обеспечивается внешними интерфейсами оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации ядра сети, используемыми для присоединения к ССОП.

В случае если проектная скорость передачи данных сети ПД равна 10 Гбит/с и выше, т.е. для присоединения к ССОП (к сети Интернет) используется оборудование с портами Ethernet 10G, ввод в эксплуатацию такой сети осуществляется с участием представителей Роскомнадзора.

 

Вопросы  Соблюдения требований к предоставлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания

 

#1 В каких случаях и с какой периодичностью владелец лицензии на оказание услуг связи должен предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания?

 

Лицо, имеющее лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, при этом, у владельца лицензии обязанность по предоставлению таких сведений предусмотрена и в случае, если услуги связи по имеющимся лицензиям не предоставляются – он обязан подать нулевые значения показателей. Подробный порядок предоставления сведений содержится в Приказе Минкомсвязи от 16 сентября 2008 года  № 41.

Кроме того, пунктом 3 Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утвержденных приказом Минкомсвязи от 26.08.2014 № 258, операторы связи один раз в год, не позднее 1 марта, представляют по запросу Федерального агентства связи информацию о технологических возможностях сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года.

 

#2 Какую ответственность несет владелец лицензии за несвоевременную подачу сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания?

Поскольку подача сведений предусмотрена лицензионными условиями соответствующих лицензий, то несвоевременное представление сведений является нарушением условий лицензии, что, в свою очередь, является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

 

#3 Какую ответственность несет владелец лицензии за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания?

В соответствии со статьей 13.38 несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

#4 Должен ли я предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, если не наступил срок начала оказания услуг связи по имеющейся лицензии?

В данном случае  владельцу лицензии необходимо ориентироваться на сроки действия лицензии, то есть, предоставление сведений – это обязательное требование, установленное лицензионными условиями, даже если дата начала оказания услуг связи не наступила.

 

Вопросы соблюдения обязательных требований в области связи, при оказании услуг связи.

 

#1 Здравствуйте, я проживаю в Тавричанке. При неоднократном обращении в компанию Ростелеком для подключения услуги Интернета постоянно получаю отказы. Провайдер говорит, что подключать мне услугу не целесообразно, хотя сейчас по закону предусмотрено создание точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек.  Можно ли как-то повлиять на провайдера?

Любой оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Порядок оказания телематических услуг связи регламентирован «Правилами оказания телематических услуг связи», утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, в соответствии с п. 18 которых оказание телематических услуг связи осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме.

Вместе с этим, на основании п. 20 Правил оператор связи может отказать в заключении договора при отсутствии технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных. При этом, Вы, как заявитель, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении оператора связи к заключению договора. Кроме того, бремя доказывания отсутствия технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных лежит на операторе связи.

Для обеспечения повсеместной доступности услуг связи для всех граждан, законодательством предусмотрен  минимальным набор услуг связи – это универсальные услуги связи, в том числе:

- услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (информаторов) и аналогичных устройств;

- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа (ТД)».

С условиями оказанием универсальных услуг связи можно ознакомиться на интернет-ресурсе по адресу: www.rostelecom.ru/projects/uus/.

При оказании универсальных услуг с использованием ТД доступ пользователей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется по технологии Wi-Fi, при этом требуется пользовательское оборудование. Для предоставления универсальных услуг с использованием ТД создана государственная программа «Устранение цифрового неравенства», в соответствии с которой ТД должны быть организованы во всех населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек.

В п. Тавричанка на данный момент проживает более 7000 жителей, то есть, этот населенный пункт в данной программе не участвует.

 

#2 В крае работают паразитные операторы связи. Они строят свои сети на базе беспроводных технологий, не регистрируются в Роскомнадзоре, не проходят процедуру сдачи сетей, работают без лицензии, воруют трафик у операторов связи (подключаются в качестве физлица с целью перепродажи трафика другим физлицам или юрлицам). Есть ли у Роскомнадзора края/региона/страны отработанная схема противодействия таким нелегалам?

Развитие технологий, в том числе и беспроводных, в области телекоммуникаций в настоящее время является очень стремительным. Соответственно, оборудование для организации беспроводных сетей стало доступнее и  дешевле и поэтому организовать сеть связи на базе беспроводных технологий стало намного проще.  Вместе с этим, организаторы подобных сетей связи должны понимать, что установленное ими оборудование связи может создавать преднамеренные радиопомехи в работе радиоэлектронных средств тех операторов связи, которые предоставляют услуги с использованием радиочастотного спектра на законных основаниях, то есть, имеют разрешительные документы на использование радиочастот или радиочастотных каналов, а также регистрацию используемого беспроводного оборудования.

В настоящее время существует отлаженная схема работы по выявлению и пресечению незаконного использования радиоэлектронных средств (РЭС), которые подлежат обязательной регистрации. Управление Роскомнадзора по Приморскому краю совместно (при участии) с Управлением по Приморскому краю ФГУП «Главный радиочастотный центр» в ДФО на постоянной основе проводит мероприятия по выявлению РЭС беспроводных сетей передачи данных, создающих преднамеренные радиопомехи. К владельцам беспроводного оборудования, создающим помехи, применяются меры административного воздействия в соответствии с КоАП РФ, вплоть до изъятия оборудования.

К вопросу о регистрации в Роскомнадзоре и соблюдении процедуры сдачи сетей: в настоящее время ввод сетей электросвязи в эксплуатацию определен «Требованиями к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию», утвержденными приказом Минкомсвязи РФ от 26.08.2014 № 258. Порядок ввода сетей в эксплуатацию носит уведомительный характер. Понятие регистрации оператора связи в Роскомнадзоре в законодательстве отсутствует.

 

3# Существует ли возможность использования технических средств для реализации системы оперативно-разыскных мероприятий за счет использования технических возможностей присоединяющего оператора связи?

Реализация такой возможности закреплена в  типовых Требованиях к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий", утвержденных приказом Минкомсвязи России N 391, ФСБ России N 437 от 01.08.2017. Вместе с этим, обратим внимание на то, что возможность использования ресурсов присоединяющего оператора предусматривается исключительно для сооружений местной телефонной связи.

План мероприятий оператора связи для сети местной телефонной связи по согласованию с уполномоченным органом может предусматривать использование для проведения оперативно-разыскных мероприятий на данной сети технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий присоединяющего оператора связи, обеспечивающих реализацию требований к сети и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий на присоединяемой сети, в случае одновременного выполнения следующих условий:

а) узел связи присоединяемой сети местной телефонной связи выполняет функции только оконечного узла связи;

б) сеть местной телефонной связи присоединяемого оператора должна присоединяться к телефонной сети связи общего пользования только через один оконечно-транзитный или транзитный узел связи присоединяющего оператора связи;

в) оператор присоединяемой сети местной телефонной связи должен обеспечить прохождение всего трафика от абонентов (к абонентам) своей сети через технические средства для проведения оперативно-разыскных мероприятий присоединяющего оператора связи;

г) наличие технической возможности и согласие присоединяющего оператора связи с прохождением всего трафика присоединяемой сети через свои технические средства для проведения оперативно-разыскных мероприятий;

д) согласование уполномоченным органом списка предоставляемых оператором присоединяемой сети местной телефонной связи услуг дополнительных видов обслуживания;

е) техническая возможность проведения оперативно-разыскных мероприятий на присоединяемой сети местной телефонной связи с использованием технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий присоединяющего оператора связи должна быть отражена в акте ввода в опытную эксплуатацию системы оперативно-разыскных мероприятий присоединяемого оператора связи по результатам приемо-сдаточных испытаний.